Итак, наконец я выполняю обещание и публикую свой отчет о первых двух полуфиналах Евровидения. (без смайлов - чтобы не отвлекать от длинного текста. Многабуквие тут сильное. ) Общее впечатление – очень хорошее. Организация действительно на высшем уровне: очень красивые декорации, очень слаженные постановки танце, все ярко, зрелищно и завораживает. Организаторы отчасти брали масштабностью постановок: вывести на сцену оркестр, играющий вроде вживую, целый ансамбль танцоров, синхронности которых позавидовали бы часы в часовом цехе. Также хотелось бы отметить грамотную операторскую работы: вроде и дальние планы давали, так, что перед глазами общая картина была, но в то же время нам показывали близко лица исполнителей, так, что видны были выражения их лиц, их эмоции. Лично мне нравится символ – Жар-птица, словно прилетевшая из народных сказок. Насчет ведущих. Хм, я не очень люблю Малахова, на открытии церемонии он вообще откровенно разочаровал, потому как его английский явно на плинтусовом уровне (не то, чтобы я себя экспертом считала, но то, как он по слогам по бумажке читал текст, сильно слух резало. Хотя уже на первом полуфинале наметился явный прогресс: то ли по башке ему настучали и заставили вызубрить текст, то ли еще что, но там уже он говорил более четко, даже на двух языках – русском и английском. Водянова. Расивая, хорошо гооврит по-английски и французски, но какая-то словно примороженная: нет ни энергии, ни какой-то работы с залом.. даже попытки на эту работу. Кто порадовал – Яна Чурикова. Которая была одним из закадровых коммнетаторов6 вот уж кто и говорит гладко, и пошутить может, да и вообще очень адекватно происходящее описывает. Жаль, что вживую не она ведет.
Что до конкурсантов. Знаете, открою маленький секрет: каждым Евровидением я пытаюсь пополнить совю фонотеку: не важно, понравятся ли мне 15 песен или 2-3, я «выцарапываю» то, что считаю достойным и сохраняю в свой архив. Потому отчасти у меня потребительское отношение к этому конкурсу. Но в этот раз я не то, чтобы совсес «с пустыми руками», но улов весьма и весьма небогатый.
Если бы объединить оба полуфинала в один ень, то тогда я бы сказала, что состав исполнителей был очень разным (на мой вкус): были хорошие и интересные композиции, самобытные, запоминающиеся; были очень средние, «проходные» и безликие номера, были откровенно плохие. Словом, разные. Но с учетом деления на полуфиналы я бы скорей сказала, что первый полуфинал показался мне разнообразней и интересней второго. У ж больно второй был похож на одну большую колыбельную.
Итак, кого я могу отметить? Первое – это, безусловно, Швеция (05 Sweden - Malena Ernman - La Voix) – Как была сказано перед номером, на создание подобного образа вдохновили «Хроники Нарнии», в частности, образ белой Колдуньи. Да, это было заметно: не только потому, что внешне исполнительница «списала свой костюм с того, в котором нас порадовала Тильда Суинтон (белые волосы, светлое в пол платье, высокий, небольшая холодность во взгляде), но и по ауре песни. У девушки очень красивый, хватающий за душу голос, потому, когда она пела, создавалось впечатление действительно какой-то сказочной атмосферы. Шикарная полуоперная композиция. Не сказочная, а именно волшебная, в сказочном жанре эта песня очень гармонично вписалась бы в тот момент, когда появляется кто-то добрый, кто может всех спасти.
Израиль ( Israel - Noa & Mira Awad - There Must Be Another Way) – Композиция на двух языках: английском и каком-то восточном (да простите мою неосведомленность). Этот номер словно противопоставлен «Белой колдунье» - тут на сцене появляются две черных. Высокие темноволосые дамы, в темных в пол платьях, с очень сильными голосами. И песня скорей создает ощущение если не прилета темной и страшной силы, то как бы говорит «А не все сказки – добрые». Цепляет именно полутревожными и серьезными нотками.
Как вы помните, одно время на Евровидении можно было исполнять песню только на родном языке – чтобы подчеркнуть и поазать самобытность и уникальность культуры страны, а не умение сделать «универсальный для любой страны» номер. Видимо, Портагулия (Portugal - Flor-de-lis - Todas As Ruas Do Amor) не забыла об этом пусть и необязательном сейчас, но когда-то существовавшем требовании. Песня словно «из древности веков», так и просится картина: менестрели, поющие на городских узких улочках старого города где-то в глубинке, гул голосов людей на базарной площади, залитая солнцем площадь, симпатичные старые домики. Очень трогательно.
Босния и Герцеговина (Bosnia & Herzegovina - Regina - Bistra Voda). Я не знаю, о чем поется в песне, а потому не могу согласиться ли не согласиться с увиденными мною на паре сайтов обвинениями в «странности» смыслового подтекста. Мне понравилась атмосфера номера. Почему-то мелькнула ассоциация с революцией, с борьбой людей за свои права. Немного нервно, но зацепило.
Турция (Turkey - Hadise - Düm Tek Tek) - Я очень люблю турецкую музыку за ее необычность, за красивый язык, за приятность звучания. Подобные песни напоминают мне о лете, море, солнце , о ласковом песке на пляже, о шуме океана, а музыка похожа на ту, что доносится из припляжных ресторанчиков. Единственное, если бы девушка была брюнеткой, то именно восточность бы чувствовалась сильней. А так немного не вязался образ исполнительницы и песня. Но в целом очень неплохо.
Мальта ( Malta - Chiara - What If We) . Кьяра уже приезжала на Евровидение. И ее «Why do the angels cry» тогда оказалось на третьем месте в финале. Номер выделяется тем, что в нем нет присущего большинству мельтешения и прыжков: одна исполнительница стоит на сцене и просто поет. Красиво, но, поскольку этот же прием она использовала в прошлый раз, то смотрится немного скучновато. Думаю, стоило разнообразить номер. Хотя песня красивая: звучит немного грустно? yо в то же время не настраивает на негатив и уныние.
Исландия (Iceland - Yohanna - Is It True). Знаете, в этой песне словно какое-то отчаяние слышалось. Или призыв. Очень проникновенный у девушки голос и очень искренний номер. Обязательно поищу текст песни скину саму песню на плеер.
Из второго полуфинала могу отметить Грецию (Greece - Sakis Rouvas - This Is Our Night). Сама песня – хорошая. Не шедевр в мире музыки, но достаточно динамичная, наверняка станет летним хитом №1 в паре стран. Но вот Сакис… Знаете, хорошо, когда человек молод, но плохо, когда он молодится. Вот это тот случай. Певец явно вырос из образа мальчика, которому пристало скакать по сцене аки кенгуру.
С некоторыми исполнителями организаторы поступили достаточно жестоко. А именно: они пригласили их на конкурс, но, видимо, в описании сути мероприятия указали «дрыганье под музыку». А про то, что это конкурс именно ПЕСНИ – «забыли сказать». Вот и получилось, что Черногория (Montenegro - Andrea Demirovic - Just Get Out of My Life), Венгрия (Hungary - Zoli Ádok - Dance With Me), Албания (Albania - Kejsi Tola - Carry Me In Your Dreams), Украина (Ukraine - Svetlana Loboda - Be my Valentine! (Anti-crisis Girl)) и Германия (Germany - Alex Swings Oscar Sings! - Miss Kiss Kiss Bang) привезли номера из серии «кастинг в стриптиз клуб», но никак не хорошие или хотя бы с попыткой называться хорошими, песни. Особенно отличилась Германия (ну конечно, вспомните, каким жанром в кино страна блещет – и все вопросы отпадут): пригласили Диту фон Тиз. Ей (Дите) -то понятно без разницы, где раздеваться, но неужели не стыдно ТАКИМ номером страну представлять?
Пару слов о номерах стран-участниц, которые мы увидели только в финале (кроме уже названной Германии): Франция (France - Patricia Kaas - Et S'il Fallait Le Faire) – песня сама по себе шикарна, Патрисия – без сомнения. Но зачем звезде такого масштаба участие в таком заказно-покупаемом мероприятии? Она и так звезда, и так любима. Да, это – реклама, но стоила ли игра свеч: ведь ясно, что без проплаты высоких баллов не видать. Великобритания (United Kingdom Jade Ewen - It's My Time) – нет слов. Песня, написанная таким композитором плохой быть не может в принципе. И спета потрясающе. Истиное наслаждение, видно, что готовились к конкурсу песни. Испания (Spain - Soraya - La Noche Es Para Mí (The Night Is For Me)). Знаете, не то, чтобы если Испания – то сразу кастаньеты, фламенко и все такое. Но можно было представлять страну хоть не коротко стриженной блондинкой с номером, который могла абсолютно любая страна от себя выставить – и особо не париться потом? Незачет.
Собственно, Россия (Russia - Anastasia Prikhodko – Mamo).Задумка номера со старением, с тем, что «время-вода, утечет – и не заметишь» - оригинальна. Мне понравились экраны на заднем плане, понравилось, как меняется лицо. Да и в целом, если не хотеть придраться, то номер не плох. Но только подобную полуистерику в конце номера Настя вроде в каждой песне «толкает». При вторократном просмотре я заметила, что она немного переигрывала. Потому фифти-фифти.
Теперь о победителе. Норвегия (Norway - Alexander Rybak – Fairytale). Мне не понравилось. Точней, номер не плохой, песенка милая, трогательная. Но победителя я тут не увидела. Может, кто-то объяснит, почему это – лучший номер? (ну проплачивать победу – так хоть достойному). Мальчик со скрипкой с наивными глазами (кстати, внешне похож на Серова из «Дискотеки Аварии», только у того мордашка пошкодливей, потому поинтересней смотрится). Пел он, словно дома на табуретку поставили перед гостями: слишком переиграно бодро, слишком искусственно делаю ударения там, где их не надо. Не понимаю всеобщего обожания этого номера.
Итог: хорошее качественное шоу с проплаченным финалом. Кто-то скажет «Предсказуемо», кто-то (вроде меня) удивится нелогичности выбора. Но важно шоу. А шоу само по себе состоялось.